- Генератор 371.3701
- Генератор 9412.3701
- Проверка генератора
- Видео «Пошаговая инструкция по замене генератора на Ниве 2121»
- Генератор 371.3701
- Генератор 9412.3701
- Контрольная лампа
- Описание устройства
- Основные неисправности и способы их устранения
- Генератор ваз 21214. Технические особенности и характеристики
- А) Обрыв ремня.
- Нюансы переноса генератора
- Руководство по снятию и подключению генератора
- Цена вопроса
- Генератор Нива 2121, 21213, 21214
- Что означают цифры в индексе Нивы
- ДЕМОНТАЖ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА НА НИВАХ 2121: ПОЭТАПНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
- Особенности конструкции и проверка генераторов автомобиля Нива ВАЗ-21213, ВАЗ-21214
- Что представляет собой генератор
- Растянулся или оборвался ремень
- Назначение регулятора напряжения
- Схема кронштейна генератора для ВАЗ 21213 (карбюратор)
- От чего подходит генератор на Ниву 4х4
- Характеристики штатного генератора
- Неисправности генератора
- Как проверить, идет ли зарядка аккумулятора
Генератор 371.3701
1 — стяжная втулка; 2 — втулка; 3 — буферная втулка; 4 — защитный кожух; 5 — винт крепления выпрямительного блока; 6 — выпрямительный блок; 7 — вентиль выпрямительного блока; 8 — конденсатор; 9 — задний подшипник вала ротора; 10 — контактные кольца; 11 — вал ротора; 12 — щетка, подключенная к выводу «В» регулятора напряжения; 13 — клемма «30» для подключения потребителей; 14 — щетка, подключенная к выводу «Ш» регулятора напряжения;
15 — вывод «В» регулятора напряжения; 16 — регулятор напряжения; 17 — вывод генератора «61»; 18 — шпилька для крепления генератора к натяжной планке; 19 — крыльчатка; 20 — шкив; 21 — опорные пластины; 22 — кольцо упорное; 23 — передний подшипник вала ротора; 24 — обмотка ротора; 25 — наконечник полюса ротора; 26 — обмотка статора; 27 — статор; 28 — крышка передняя (со стороны водителя).
Схема подключения генератора 371.3701
1 — Аккумулятор; 2 — генератор; 3 — панель приборов; 4 — сопротивление 51 Ом, 5 Вт; 5 — диод;
6 — контрольная лампа заряда аккумулятора; 7 — блок предохранителей; 8 — реле зажигания; 9 — выключатель зажигания.
Генератор 9412.3701
17 — орех грецкий; 18 — вал ротора; 19 — шайба коническая; 20 — стиральная машина; 21 — полюсные наконечники ротора; 22 — сердечник статора; 23 — втулка; 24 — обмотка ротора; 25 — задний подшипник вала ротора; 26 — подшипниковая втулка; 27 — контактные кольца; 28 — щеткодержатель; 29 — выводы обмотки статора; 30 — дополнительный диод; 31 — клемма «D» (общий вывод дополнительных диодов).
1 — кожух; 2 — выход «Б» для подключения потребителей; 3 — конденсатор; 4 — общий вывод дополнительных диодов (подключен к выводу «D» регулятора напряжения); 5 — держатель плюсовых диодов выпрямительного блока; 6 — держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 — положительный диод; 8 — отрицательный диод; 9 — регулятор напряжения; 10 — задняя крышка; 11 — стопорный винт; 12 — крышка передняя; 13 — обмотка статора; 14 — упорное кольцо; 15 — передний подшипник вала ротора; 16 — шкив; |
Крышки статора и генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Подшипники имеют заводскую смазку на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9412.3701 запрессован на вал ротора и запрессован с задней крышки через пластиковую втулку, передний подшипник запрессован и вкатан в переднюю крышку и заменяется только вместе с ней. Его внутреннее кольцо вместе с упорной шайбой и шайбой затягивается гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 371.3701 закреплен четырьмя винтами между внутренней и внешней пластинами и может быть заменен отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9412.3701 закрыта пластиковой крышкой с защелками. На задней крышке генератора 371.3701 установлен кожух с резиновым воздухозаборником, который позволяет забирать воздух для охлаждения генератора из верхней части моторного отсека, снижая вероятность попадания воды в генератор при проезде по глубоким лужам и лужам броды. На двигателе 21214 эта опасность меньше, так как вместо механического вентилятора охлаждения (который неизбежно разбрызгивает воду) установлены электровентиляторы, кроме того, они расположены перед радиатором.
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток подключены к выпрямительному мосту, состоящему из шести кремниевых диодов (ламп) — трех «положительных» и трех «отрицательных». Клапаны запрессованы в два подковообразных держателя алюминиевых пластин по полярности (положительная и отрицательная — на разных пластинах); на одной из пластин также расположены три дополнительных диода, через которые запитывается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластиковым кожухом генератора 9412.3701).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее проводники припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание на обмотку возбуждения подается через две угольные щетки. Контактные кольца генератора малого диаметра 9412.3701 — это снижает окружную скорость вращения и снижает износ щеток. Щеткодержатель конструктивно совмещен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения нельзя разъединять, в случае выхода из строя его заменяют.
До 1996 года для генератора 371.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения были отдельными блоками (управляющее напряжение с вывода «30» генератора подавалось на вывод «B» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только на клемму «B» (клемма «B» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый стабилизаторы напряжения одинаковы и в сборе с щеткодержателем являются взаимозаменяемыми.
При включении зажигания напряжение на обмотку возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9412.3701 и «B» генератора 371.3701) подается через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа горит) и резисторы, подключенные в параллельно ему. После запуска двигателя обмотка возбуждения запитывается дополнительными диодами выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если лампочка горит после запуска двигателя, это свидетельствует о неисправности генератора или его цепей.
«Минус» аккумулятора всегда должен быть подключен к «массе» автомобиля, а «плюс» — к клемме «В» генератора 9412.3701 (клемма «30» — генератор 371.3701). Обратное подключение приведет к поломке клапанов генератора.
Не рекомендуется отключать аккумулятор при работающем генераторе (особенно на двигателях, оборудованных системой впрыска). Возникающие в результате перенапряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
Клапаны генератора (и других устройств в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять при напряжении не более 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может привести к повреждению клапанов. Если необходимо проверить изоляцию обмоток с высоким напряжением, необходимо снять генератор и отсоединить кабели обмоток от выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Проверка генератора
Чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме дальнего света, и снова измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2–14,7 В для генератора 9412.3701 и 13,6–14,6 В для генератора 371.3701.
Снятый регулятор напряжения генератора 9412.3701 можно проверить, подключив лампу (1-5 Вт, 12 В) между щетками и источником питания (только постоянный ток, «минус» — на «массу») к клеммам «D +». «И« земля »сначала с напряжением 12 В, а затем 15-16 В.
В первом случае лампа должна гореть, во втором — нет. Если индикатор горит в обоих случаях, значит неисправен регулятор, если он не горит, имеется разрыв или прерывание контакта между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор необходимо заменить. Для управления регулятором генератора 371.3701 источник тока должен быть подключен к клеммам «B» и «B» («плюс») и «земле» («минус»).
Чтобы проверить клапаны выпрямителя, отсоедините провода от клемм аккумулятора, генератора и регулятора напряжения. Подключите «плюс» аккумулятора через лампу (1-5 Вт, 12 В) к клемме «B +» генератора 9412.3701 (к клемме «30» генератора 371.3701), а «минус» к его корпусу. Если лампа горит, короткое замыкание как в «положительном» клапанном блоке, так и в «отрицательном» клапанном блоке.
Для проверки короткого замыкания в «плюсовом» «плюсовом» клапанах АКБ через лампу подключите к выводу «В +» генератора 9412.3701 (с выводом «30» генератора 371.3701) и «минус» — к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампочка горит, пробит один или несколько положительных клапанов.
Для проверки на короткое замыкание в «минусовых» портах подключите АКБ «плюс» через лампу к выводу одной из фазных обмоток статора и «минус» к корпусу генератора. Если лампочка горит, один или несколько отрицательных клапанов пробиты или обмотки статора закорочены на корпус генератора. Для исключения короткого замыкания обмоток генератор снимают с автомобиля, а после отключения обмоток от блока регулятора напряжения и выпрямителя проверяют их замыкание на массу лампой или омметром. Клапаны генератора также можно проверить омметром без подключения аккумуляторной батареи и контрольной лампы.
Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив «плюс» АКБ через лампу к выводу «D» генератора 9412.3701 (к выводу «61» генератора 371.3701) и «минус» к выводу одной из обмоток статора фазы (к одному из болтов сборки выпрямителя). Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов сломаны.
Выход из строя основных клапанов определяется резким снижением тока отдачи (падение напряжения под нагрузкой). Однако это также может быть вызвано обрывом или коротким замыканием в обмотках генератора. Отключение дополнительных клапанов может быть вызвано низким напряжением на вилке «D» генератора 9412.3701 или на вилке «61» генератора 371.3701 (ниже 14 В) при низкой и средней скорости вращения ротора генератора.
определить состояние каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке с помощью омметра или контрольной лампы. В случае выхода из строя рекомендуется заменить выпрямительный блок целиком. Допускается замена отдельных клапанов, однако для основных клапанов их придется вдавить в держатель, что требует точности и навыков. Обмотки статора и ротора проверяются специальным дефектоскопом или электронным осциллографом по форме кривых напряжения.
Видео «Пошаговая инструкция по замене генератора на Ниве 2121»
На видео показана пошаговая замена генератора на Ниву (видео Ивана Матиешина).
На карбюраторном двигателе ВАЗ-21213 установлен генератор типа 371.3701, на инжекторном ВАЗ-21214 — типа 9412.3701. Эти генераторы аналогичны по конструкции и представляют собой синхронные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым диодным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. Ротор генератора приводится в движение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Генератор 371.3701
1 — стяжная втулка; 2 — втулка; 3 — буферная втулка; 4 — защитный кожух; 5 — винт крепления выпрямительного блока; 6 — выпрямительный блок; 7 — вентиль выпрямительного блока; 8 — конденсатор; 9 — задний подшипник вала ротора; 10 — контактные кольца; 11 — вал ротора; 12 — щетка, подключенная к выводу «В» регулятора напряжения; 13 — клемма «30» для подключения потребителей; 14 — щетка, подключенная к выводу «Ш» регулятора напряжения;
15 — вывод «В» регулятора напряжения; 16 — регулятор напряжения; 17 — вывод генератора «61»; 18 — шпилька для крепления генератора к натяжной планке; 19 — крыльчатка; 20 — шкив; 21 — опорные пластины; 22 — кольцо упорное; 23 — передний подшипник вала ротора; 24 — обмотка ротора; 25 — наконечник полюса ротора; 26 — обмотка статора; 27 — статор; 28 — крышка передняя (со стороны водителя).
Схема подключения генератора 371.3701
1 — Аккумулятор; 2 — генератор; 3 — панель приборов; 4 — сопротивление 51 Ом, 5 Вт; 5 — диод;
6 — контрольная лампа заряда аккумулятора; 7 — блок предохранителей; 8 — реле зажигания; 9 — выключатель зажигания.
Генератор 9412.3701
17 — орех грецкий; 18 — вал ротора; 19 — шайба коническая; 20 — стиральная машина; 21 — полюсные наконечники ротора; 22 — сердечник статора; 23 — втулка; 24 — обмотка ротора; 25 — задний подшипник вала ротора; 26 — подшипниковая втулка; 27 — контактные кольца; 28 — щеткодержатель; 29 — выводы обмотки статора; 30 — дополнительный диод; 31 — клемма «D» (общий вывод дополнительных диодов).
|
1 — кожух; 2 — выход «Б» для подключения потребителей; 3 — конденсатор; 4 — общий вывод дополнительных диодов (подключен к выводу «D» регулятора напряжения); 5 — держатель плюсовых диодов выпрямительного блока; 6 — держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 — положительный диод; 8 — отрицательный диод; 9 — регулятор напряжения; 10 — задняя крышка; 11 — стопорный винт; 12 — крышка передняя; 13 — обмотка статора; 14 — упорное кольцо; 15 — передний подшипник вала ротора; 16 — шкив; |
Крышки статора и генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Подшипники имеют заводскую смазку на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9412.3701 запрессован на вал ротора и запрессован с задней крышки через пластиковую втулку, передний подшипник запрессован и вкатан в переднюю крышку и заменяется только вместе с ней. Его внутреннее кольцо вместе с упорной шайбой и шайбой затягивается гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора 371.3701 закреплен четырьмя винтами между внутренней и внешней пластинами и может быть заменен отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9412.3701 закрыта пластиковой крышкой с защелками. На задней крышке генератора 371.3701 установлен кожух с резиновым воздухозаборником, который позволяет забирать воздух для охлаждения генератора из верхней части моторного отсека, снижая вероятность попадания воды в генератор при проезде по глубоким лужам и лужам броды. На двигателе 21214 эта опасность меньше, так как вместо механического вентилятора охлаждения (который неизбежно разбрызгивает воду) установлены электровентиляторы, кроме того, они расположены перед радиатором.
В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток подключены к выпрямительному мосту, состоящему из шести кремниевых диодов (ламп) — трех «положительных» и трех «отрицательных». Клапаны запрессованы в два подковообразных держателя алюминиевых пластин по полярности (положительная и отрицательная — на разных пластинах); на одной из пластин также расположены три дополнительных диода, через которые запитывается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластиковым кожухом генератора 9412.3701).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее проводники припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание на обмотку возбуждения подается через две угольные щетки. Контактные кольца генератора малого диаметра 9412.3701 — это снижает окружную скорость вращения и снижает износ щеток. Щеткодержатель конструктивно совмещен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения нельзя разъединять, в случае выхода из строя его заменяют.
До 1996 года для генератора 371.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения были отдельными блоками (управляющее напряжение с вывода «30» генератора подавалось на вывод «B» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только на клемму «B» (клемма «B» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый стабилизаторы напряжения одинаковы и в сборе с щеткодержателем являются взаимозаменяемыми.
При включении зажигания напряжение на обмотку возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9412.3701 и «B» генератора 371.3701) подается через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа горит) и резисторы, подключенные в параллельно ему. После запуска двигателя обмотка возбуждения запитывается дополнительными диодами выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если лампочка горит после запуска двигателя, это свидетельствует о неисправности генератора или его цепей.
«Минус» аккумулятора всегда должен быть подключен к «массе» автомобиля, а «плюс» — к клемме «В» генератора 9412.3701 (клемма «30» — генератор 371.3701). Обратное подключение приведет к поломке клапанов генератора.
Не рекомендуется отключать аккумулятор при работающем генераторе (особенно на двигателях, оборудованных системой впрыска). Возникающие в результате перенапряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
Клапаны генератора (и других устройств в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять при напряжении не более 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может привести к повреждению клапанов. Если необходимо проверить изоляцию обмоток с высоким напряжением, необходимо снять генератор и отсоединить кабели обмоток от выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Контрольная лампа
Почему этот индикатор может гореть во время зарядки? В ВАЗ 21213 причина есть — на блок управления дополнительными диодами не подается напряжение. Это может быть связано с обрывом провода, идущим от 61-й клеммы генератора к 6-й клемме комбинированного блока устройства, или загрязнением соединительных колодок. Осматриваем соединения, пускаем провод звенеть.
В ВАЗ 2121 причин не намного больше:
- неисправно реле сигнальной лампы;
- напряжение (минус) не подается генератором на реле контроля.
Снимаем реле, подаем на его обмотку 12 В от АКБ и проверяем, работает ли и не размыкаются ли контакты. Ну а проблемы с отсутствием отрицательного напряжения — это сам обрыв провода, идущего от генератора к реле или плохой контакт в контактных площадках этой цепи. Звоним, чистим терминалы.
Описание устройства
На автомобилях Нива 21214 стоит генератор типа 9412.3701, на ВАЗ 21213 — типа 371.3701, на Нива Шевроле генератор 2123. Все они электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком с диодами на кремнии и электронный регулятор напряжения. Максимальный ток, вырабатываемый генератором типа 9412.3701, составляет 80 А, напряжение — 13,2 — 14,7 В, вращение — по часовой стрелке.
Конструкция узла 21214
Крышки агрегата крепятся к статору 4 болтами. Крышки оснащены подшипниками. Они вращают вал ротора. В переднем подшипнике внутреннее кольцо фиксируется гайкой вместе с упорной шайбой и шайбой. Вторая площадка тоже вдавливается в заднюю крышку.
Статор имеет трехфазную обмотку, один из концов которой подключен к выпрямителю, состоящему из 6 диодов. Из них 3 диода отрицательные, 3 положительные. По своей полярности они вдавливаются в пластины. Вся конструкция представляет собой выпрямительный блок, расположенный на задней крышке генераторного агрегата, закрытый защитным кожухом.
В группу также входят контактные кольца и щетки. С обратной стороны задней крышки находится щеткодержатель, конструктивно связанный с регулятором напряжения. Выпрямитель содержит конденсатор, который защищает сеть от колебаний напряжения.
Клемма «B» генератора должна быть подключена к положительному полюсу аккумулятора, а отрицательный полюс аккумулятора — к массе автомобиля. Если подключение выполнено неправильно, это приведет к выходу из строя диодов.
Основные неисправности и способы их устранения
Проверка исправности агрегата проводится с помощью мультиметра. После запуска двигателя напряжение на выводах АКБ должно быть 13,6 В. Если значение больше или меньше, это свидетельствует об обрыве или коротком замыкании обмотки, окислении контактных колец, неисправности в щеточном узле, регуляторе напряжения.
Генераторная установка может выйти из строя из-за слабого или обрыва ремня. В этом случае нужно отрегулировать натяжение или заменить ремень. Неисправен регулятор напряжения, необходимо заменить. При обнаружении неисправности, короткого замыкания, повреждения обмоток ротора его необходимо заменить. В случае обрыва или короткого замыкания обмоток статора его необходимо заменить. При повреждении диодов меняется выпрямительный блок.
Генератор ваз 21214. Технические особенности и характеристики
Генератор ВАЗ 21214 (9412.3701) представляет собой синхронную электрическую машину переменного тока с электромагнитным возбуждением, с электронным регулятором напряжения и встроенным выпрямителем.
Ниже приведены технические характеристики генератора 9412.3701
- Направление вращения — право
- Напряжение, В 13,2 — 14,7
- Максимальный передаваемый ток, А 80
Крышки генератора крепятся к статору 4 болтами. Они оснащены смазываемыми подшипниками, на которых вращается вал ротора. Сама смазка включается в них на все время действия. Передний подшипник генератора 9412.3701 закатан и запрессован в переднюю крышку, поэтому замена возможна только комплектом. Внутреннее кольцо этого подшипника затягивается гайкой между ступенькой и шкивом, который находится на валу ротора, и комплектуется шайбой и упорной шайбой. Задний подшипник не только прижимается к валу ротора, но и прижимается к нему посредством пластиковой втулки, установленной в задней крышке. Сама спинка закрывается специальным пластиковым кожухом и застегивается на защелки.
Статор генератора имеет трехфазную обмотку, а его выводы имеют общую точку (так называемая схема «звезда»). Вторые концы обмоток закреплены на мосту (выпрямителе), конструкция которого включает 6 кремниевых вентилей (диодов) — 3 «отрицательных» и «положительных». Сами клапаны запрессованы в специальные алюминиевые пластины и имеют форму подковы. Делается это с учетом полярности: «отрицательный» и «положительный» идут на разные пластины. Они подключаются в специальный блок (выпрямитель), который закреплен на задней крышке генератора, находящейся под пластиковым кожухом. Одна из этих пластин имеет 3 дополнительных диода, через которые подается питание на обмотку возбуждения генератора (после запуска силового агрегата). Сама обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, а кабели от нее припаяны к 2 медным контактным кольцам и закреплены на валу ротора. Питание к ним осуществляется через 2 (угольные) щетки).
А) Обрыв ремня.
Внимательно осмотрите наличие ремня на шкивах водяного насоса и генератора. Головки гаечных ключей 17 или 13, в зависимости от года выпуска автомобиля, а также прочная плоская отвертка пригодятся, чтобы вернуть его по назначению.
Ослабьте крепежные гайки натяжной пластины и сдвиньте ее в сторону блока цилиндров.
Носите ремешок на своей профессиональной площадке для приземления.
Завершив установку, отрегулируйте натяжение, проверив прогиб при вдавливании огромным пальцем ремня зазор между шкивами генератора и помпой — 10-15 мм, помпой и коленчатым валом — 12-17 мм. Несоблюдение требования грозит соскальзыванием ремня с его неминуемым повреждением и обрывом.
Нюансы переноса генератора
Недостатком отечественных внедорожников Нива является расположение генераторной установки, в нижней части моторного отсека. Постоянно пачкается при движении по бездорожью, плюс постоянно капает охлаждающая жидкость. Решает проблему подъема генератора (видео SARTANETS).
Для передачи вам понадобится набор ключей, скоба, болты крепления, клиновой ремень. Кронштейн для переноса генератора своими руками можно сделать по рисунку ниже.
Самодельная конструкция кронштейна
Последовательность действий при передаче:
Поэтому переместить генераторную установку вверх несложно.
Руководство по снятию и подключению генератора
Для снятия агрегата необходимо подготовить набор инструментов: ключи на «10» и «19», трещотки с головками, молоток и небольшой удлинитель.
Процесс состоит из следующих этапов:
Генератор подключается по схеме.
Цена вопроса
Генератор ВАЗ 21214 отличается хорошей ремонтопригодностью, что позволяет существенно сэкономить при своевременной замене изношенных или сломанных деталей.
При замене агрегата в сборе стоимость замены будет следующей:
Генератор Нива 2121, 21213, 21214
Каждый автомобилист знает, что генератор — довольно важный элемент конструкции любого автомобиля, благодаря которому можно запустить двигатель и обеспечить все системы автомобиля необходимой энергией.
Автомобиль российского производства «Нива» в модификациях 21214, 2121, 21213 — это автомобили, которые встречались практически каждому второму автомобилисту в России.
Несмотря на выпуск нескольких моделей, по содержанию Нива практически не отличается. Так, в качестве генератора в машинах производители использовали агрегаты с позициями 9412.3701, 371.3701.
Что означают цифры в индексе Нивы
Единственное, на что жаловались владельцы, так это на недостаточную мощность автомобиля, которая не позволяла ему полностью раскрыть свой дорожный потенциал. Именно поэтому возникли объективные технические трудности, связанные с нехваткой производственных мощностей, которые автопроизводителю в итоге удалось преодолеть.
На видео в конце статьи вы можете увидеть, как отмечался выпуск 2-х миллионного автомобиля, что подтверждает высокий покупательский спрос. Словом, разработчики не остались глухими к современным тенденциям, предложив одновременно несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».
Объем двигателя | Система впрыска | Система зажигания | Мощность, л.с. | Заводской индекс |
1,6 л | карбюратор | классический | 79 | ВАЗ-21210 |
1,7 л | карбюратор | классический | 80 | ВАЗ 21213-1000260 |
1,8 л | 21073 Карбюратор или инжектор типа «Солекс | бесконтактный / впрыск — электронный с контроллером Bosch MP 7.0 | 82/85 | ВАЗ 2130-00 — карбюратор ВАЗ 2130-20 (26) — впрыск |
1,7 л | многоточечный впрыск | бесконтактный с контроллером BOSCH MP 7.9.7 или JAN 7.2 | 83 | ВАЗ-21214-20 |
1,9 литра | xUD-9SD дизель | — | — | ВАЗ-21215 |
Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке
Для справки: код на блоке ВАЗ 21213 и ВАЗ 21214 всегда начинается и заканчивается на * (звездочку). Поэтому маркировка блока для указанных моделей состоит из десяти знаков.
В результате сами автомобили получили новые показатели применительно к установленной мощности:
- Карбюраторный двигатель объемом 1,7 л с классическим карбюратором обозначается в документации как ВАЗ-21213;
- Двигатель аналогичного объема с распределенным впрыском топлива — ВАЗ-21214;
- Карбюраторный двигатель ВАЗ-2130 объемом 1,8 л также имел индекс ВАЗ-21213;
- Индекс ВАЗ-21215 используется для экспортных моделей, оснащенных дизельным силовым агрегатом Peugeot-Citroen».
Для справки: в России и странах СНГ автомобиль с дизельным двигателем официально не продавался. Цена внедорожника была выше, чем у легковых автомобилей, но это не мешало покупателям искать свободы передвижения.
На фото ниже представлена схема подключения ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным блоком питания.
Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным двигателем 1,7 л
Примечание! Приложенная схема подключения Нивы ВАЗ 21213 отличается от других модификаций. В частности, на модели с карбюратором не защищены цепи зарядки и зажигания аккумуляторной батареи.
ДЕМОНТАЖ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ ГЕНЕРАТОРА НА НИВАХ 2121: ПОЭТАПНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Генератор является источником электроэнергии для автомобиля. В статье рассматривается генератор 21214, его конструктивные особенности, возможные неисправности и способы устранения неполадок, приводится подробная инструкция по снятию и подключению устройства.
Особенности конструкции и проверка генераторов автомобиля Нива ВАЗ-21213, ВАЗ-21214
На видео показана пошаговая замена генератора на Ниву (видео Ивана Матиешина).
Для ремонта или замены генератора автовладельцу придется полностью снять агрегат с автомобиля или обратиться за работой к профессионалам. Если вы все же хотите сделать замену самостоятельно, для начала нужно подготовить все необходимые инструменты:
- молоток;
- расширение;
- клавиши на «10» и «19».
Порядок действий представляет собой следующую последовательность действий:
- Для начала нужно поставить машину в место, предназначенное для осмотра и ремонта. Кроме того, автомобиль нужно будет закрепить с помощью специальных противооткатных упоров. Наконец, для безопасного проведения работ необходимо отключить аккумулятор, отсоединив клеммы от аккумулятора.
- Далее нужно снять защиту двигателя. Он фиксируется несколькими болтами, и их нужно открутить, чтобы достать до самого нижнего крепежного болта генератора.
- Далее с помощью молотка нужно будет вынуть фиксирующий болт. Рекомендуется осторожно постукивать, чтобы не повредить резьбу и предотвратить выход болта в обратном направлении. Нужен молоток, так как гаечный ключ или любой другой инструмент с болтом просто не справится.
- Далее нужно открутить болт, прикручивая генератор из стороны в сторону. В любом случае необходимо поболтать, так как это облегчит удаление стебля.
- Четвертый шаг предполагает отключение проводки. Для этого силовые кабели, подключенные к корпусу, отключаются от агрегата. В этом случае можно сначала отсоединить вилку от проводов.
- Далее провода подключаются к генератору, стягиваются гайкой или скобой. В этом случае отверните гайки гаечным ключом, затем вытащите ослабевшую резьбу.
- Наконец, отсоединив провода, можно начинать откручивать верхнюю застежку с натяжителем ремня. Для этого также понадобится гаечный ключ и небольшой удлинитель.
- Отсоединение держателя позволит вам снять ремень и генератор. Затем можно приступить к очистке освободившегося места щеткой и установить новый накопитель.
Сборка конструкции производится в обратной последовательности, вся процедура займет около двух часов, при наличии всех необходимых инструментов.
Кроме того, стоит отметить, что когда все будет собрано, необходимо будет отрегулировать положение генератора с помощью натяжителя. Для этого откручиваем гайку натяжителя и натягиваем или ослабляем ремень, наблюдая за зарядом аккумулятора.
Если индикатор вернется в норму, выбранного напряжения достаточно. Перетягивать раму не нужно, так как подшипник генератора может выйти из строя. Если напряжение недостаточное, генератор будет работать с перебоями, что также может вызвать повреждение.
Основное устройство генератора на автомобилях семейства ВАЗ представляет собой совмещение подвижной и неподвижной части. Ротор — это подвижный элемент, который действует как электромагнит. Он состоит из магнитопровода, в пазах которого уложена обмотка. Статор, т.е неподвижная часть, выполнен в виде кольца.
- Шкив, передающий крутящий момент от коленчатого вала к ротору.
- Корпус, состоящий из передней и задней крышки;
- Рукав;
- Ротор
- Статор;
- Выпрямительный блок или диодный мост, состоящий из шести полупроводниковых диодов;
- Регулятор напряжения совмещен с щеткодержателем в одном блоке;
- Рукав;
- Тампон;
- Корпус.
Каждый компонент является расходным материалом, поэтому генератор необходимо разобрать и отремонтировать. Следует подчеркнуть, что источник питания Шевроле Нива отличается от аналогичных агрегатов других автомобилей только геометрией кузова и способом его установки в моторном отсеке.
Генератор является источником электроэнергии для автомобиля. В статье рассматривается генератор 21214, его конструктивные особенности, возможные неисправности и способы устранения неполадок, приводится подробная инструкция по снятию и подключению устройства.
Генераторная установка предназначена для питания потребителей, входящих в систему электрооборудования, и для зарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе автомобиля.
Выходные параметры генератора должны быть такими, чтобы прогрессивный разряд аккумулятора не происходил ни при каких режимах движения транспортного средства.
Кроме того, напряжение в бортовой сети транспортного средства, подаваемое генераторной установкой, должно быть стабильным в широком диапазоне изменений скорости и нагрузки.
Генераторная установка — довольно надежное устройство, выдерживающее повышенные вибрации двигателя, высокие температуры моторного отсека, воздействие влажной среды, грязи и других факторов.
Характеристики
- Максимальный ток отдачи (при 13 В и 5000 об / мин), А 55
- Пределы регулируемого напряжения, В 14,1 0,5
- Максимальная частота вращения ротора, 13000 об / мин
- Передаточное число мотор-генератор 1: 2,04
Страница 1 из 2
На двигателе ВАЗ-21213 установлен генератор типа 371.3701, на двигателе ВАЗ-21214 — типа 9412.3701. Эти генераторы аналогичны по конструкции и представляют собой синхронные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенным кремниевым диодным выпрямителем и электронным регулятором напряжения.
Технические характеристики генераторов 371.3701 и 9412.3701
Тип генератора | 371,3701 | 9412.3701 |
Максимальный выдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1), А | 55 | 80 |
Напряжение, В | 13,6–14,6 | 13,2-14,7 |
Направление вращения (сторона привода) | правильно | правильно |
- Ротор генератора приводится в движение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
- Крышки статора и генератора стянуты четырьмя болтами.
- Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.
- Подшипники имеют заводскую смазку на весь срок службы генератора.
Задний подшипник генератора 9412.3701 запрессован на вал ротора и запрессован с задней крышки через пластиковую втулку, передний подшипник запрессован и вкатан в переднюю крышку и заменяется только вместе с ней.
Его внутреннее кольцо вместе с упорной шайбой и шайбой затягивается гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора.
Передний подшипник генератора 371.3701 закреплен четырьмя винтами между внутренней и внешней пластинами и может быть заменен отдельно от передней крышки.
Задняя часть генератора 9412.3701 закрыта пластиковой крышкой с защелками.
На задней крышке генератора 371.3701 установлен кожух с резиновым воздухозаборником, который позволяет забирать воздух для охлаждения генератора из верхней части моторного отсека, снижая вероятность попадания воды в генератор при проезде по глубоким лужам и лужам броды.
- На двигателе 21214 эта опасность меньше, так как вместо механического вентилятора охлаждения (который неизбежно разбрызгивает воду) установлены электровентиляторы, кроме того, они расположены перед радиатором.
- В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку).
- Вторые концы фазных обмоток подключены к выпрямительному мосту, состоящему из шести кремниевых диодов (ламп) — трех «положительных» и трех «отрицательных».
Клапаны запрессованы в два подковообразных держателя алюминиевых пластин по полярности (положительная и отрицательная — на разных пластинах); на одной из пластин также расположены три дополнительных диода, через которые запитывается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластиковым кожухом генератора 9412.3701).
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее проводники припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.
Питание на обмотку возбуждения подается через две угольные щетки.
Контактные кольца генератора малого диаметра 9412.3701 — это снижает окружную скорость вращения и снижает износ щеток.
Регулятор напряжения нельзя разъединять, в случае выхода из строя его заменяют.
До 1996 года для генератора 371.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения были отдельными блоками (управляющее напряжение с вывода «30» генератора подавалось на вывод «B» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только на клемму «B» (клемма «B» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый стабилизаторы напряжения одинаковы и в сборе с щеткодержателем являются взаимозаменяемыми.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и уменьшения помех при радиоприеме между выводами клапана «положительный» и «отрицательный» (между «» и «земля» генератора), расположенный на генераторе выпрямительного блока 9412.3701 и на задней крышке генератора 371.3701.
При включении зажигания напряжение на обмотку возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9412.3701 и «B» генератора 371.3701) подается через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа горит) и резисторы, подключенные в параллельно ему.
После запуска двигателя обмотка возбуждения запитывается дополнительными диодами выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если лампочка горит после запуска двигателя, это свидетельствует о неисправности генератора или его цепей.
«Минус» аккумулятора всегда должен быть подключен к «массе» автомобиля, а «плюс» — к клемме «B» генератора 9412.3701 (клемма «30» — генератор 371.3701).
Обратное подключение приведет к поломке клапанов генератора. Не рекомендуется отключать аккумулятор при работающем генераторе (особенно на двигателях, оборудованных системой впрыска).
- Возникающие в результате перенапряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.
- Клапаны генератора (и других устройств в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять при напряжении не более 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может привести к повреждению клапанов.
- Если необходимо проверить изоляцию обмоток с высоким напряжением, необходимо снять генератор и отсоединить кабели обмоток от выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Что представляет собой генератор
Генератор — это устройство переменного тока, в котором во время работы возникает электромагнитное возбуждение. Конструкция генератора имеет встроенный выпрямитель, оснащенный кремниевыми диодами и электронным регулятором напряжения.
Таким образом, устройство вырабатывает электрическую энергию из механической энергии и питает аккумулятор транспортного средства, а также питает его устройства и системы. Схема подключения генератора на Нива-2121, 21213, 21214 представлена на рисунке.
Растянулся или оборвался ремень
Приводной ремень генератора и водяного насоса от коленчатого вала рвется не очень часто, а регулярно растягивается. В результате он начинает проскальзывать на шкивах, генератор, особенно под нагрузкой (дальний свет плюс кондиционер и т.д.), Не развивает необходимую скорость, и напряжение на его выходе падает. В результате аккумулятор недостаточно заряжен, а также может разряжаться, помогая «разряженному» генератору и питая бортовую сеть своей энергией.
Плохое натяжение ремня характеризуется падением натяжения бортовой сети и своеобразным свистом при резком увеличении скорости, особенно в дождливую погоду. Проблема решается довольно просто. Находим на натяжной планке болт крепления генератора. Ослабляем, ломом переводим генератор на нормальное натяжение ремня и затягиваем болт.
Здоровый! Слишком тугой ремень так же вреден, как и свободный. Он может порваться, позволяя уснуть в дороге, и снова очень быстро растянется. Так что не тяните за ремень «впрок». Его тяговое усилие должно быть примерно таким, как показано на схеме ниже.
Назначение регулятора напряжения
Если рассматривать простейший замкнутый контур, который помещен в изменяющееся во времени магнитное поле, то ЭДС индукции в нем пропорциональна частоте вращения электромагнита. Учитывая, что двигатель автомобиля работает на разных частотах, необходимо устройство для стабилизации выходного напряжения. Роль этого устройства выполняет регулятор напряжения, расположенный в щеточном узле.
Ток, протекающий через обмотку ротора, может регулировать магнитный поток, а следовательно, и выходное напряжение. Когда оно превышает 14,2 В, транзистор отключает цепь возбуждения. Когда напряжение падает до 13,5 В, цепь снова разблокируется.
Схема кронштейна генератора для ВАЗ 21213 (карбюратор)
Автор чертежа изготовил кронштейн из куска металла 80х80 мм толщиной 4 мм. Верхняя тяга управления генератора позаимствована у Волги. Он был разрезан на место и просверлено новое монтажное отверстие 8,5 мм.
Шкив коленвала ВАЗ 2110, шкив помпы ГАЗ 3110, ремень 6РК1290. На шкиве помпы установлен нормальный вентилятор охлаждения. Положение генератора находится вверху слева. Нижняя точка крепления ТНВД, спереди крепим на штатную шпильку и болт, над болтом ГБЦ М8. Длинный нижний крепежный болт генератора с гравером и дополнительной контргайкой.
Другая конструкция кронштейна предусматривает ремень шириной 1375 мм. Вам потребуется доработать плоскость на головке в районе болта М8 болгаркой, а также поменять шпильки и болты передней крышки.
От чего подходит генератор на Ниву 4х4
Для впрыска ВАЗ 2121 подходит генератор от Нива-Шевроле до 2003 г. Выбирайте генератор по характеристикам и каталожным номерам, приведенным в таблице:
Режиссер | Имя | Мощность, Вт | Максимальный ток, А |
ВАЗ 2121 — генератор 2101-3701010 (Г221А) | |||
КЗАТЭ | G221A.3701 | 590 | 42 А |
ELDIX | ЭЛД-А-2101-14В-50А | 700 | 50 А |
StartVOLT | LG 0101 | 1200 | 85 А |
Карбюратор ВАЗ 21213, ВАЗ 2131, ВАЗ 2120 — генератор 21213-3701010 | |||
КЗАТЭ | 371.3701-02 | 770 | 55 А |
Инжекторный ВАЗ 21214, ВАЗ 2131 — генератор 21214-3701010 | |||
КЗАТЭ | 9412.3701 | 1120 | 80 А |
ELDIX | ELD-A-21214-14V-90A | 1400 | 100 А |
ELDIX | ELD-A-21214-14V-135A | 1850 г | 135 А |
Pramo | 5142.3771 | 1120 | 80 А |
Pramo | 5142.3771-10 | 1400 | 100 А |
StartVOLT | LG 01214 | 1970 г | 135 А |
Если прибегнуть к доработкам (сделать другую опору генератора, заменить шкив), список можно значительно расширить. Владельцы ВАЗ 2121 нередко ставят в подкапотное пространство более мощные генераторы иномарок.
Какой генератор вы выбрали? Есть ли смысл ставить на Ниву мощный генератор? Пройдите опрос и оставьте отзывы и рекомендации по его выбору в комментариях. Кстати, для защиты генератора от влаги и грязи его переносят наверх. Напомним, что в эту категорию входят и другие опросы по выбору комплектующих для внедорожников.
Характеристики штатного генератора
Основные характеристики генератора, установленного производителем в Нива 21214, 21213, 2121, рассмотрим на примере генератора типа 9412.3701:
Стоимость стандартных моделей электрогенераторов 5-7 тысяч рублей. В случае выхода агрегата из строя есть возможность заменить его комплектующие или полностью заменить на оригинальный или аналогичный. Цены на самые распространенные представлены в таблице.
Аналоговый | Код продавца | Стоимость, в рублях |
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 | 9412.3701-03 | 5900 |
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 | 372.3701-03 / 05 | 3800 |
Генератор ВАЗ 2121-21213,21214 | 9412.3701 | 5450 |
Из таблицы видно, что в процессе замены генератора на Ниве можно отдать предпочтение более дешевому универсальному аналогу.
Неисправности генератора
В процессе эксплуатации любого автомобиля часто возникают неприятные ситуации в виде выхода из строя того или иного элемента. Нива не исключение и генератор страдает чаще.
Если генератор неисправен, рекомендуется проверить его с помощью мультиметра. Для этого нужно запустить двигатель и проверить напряжение на выводах аккумуляторной батареи. Стандартное значение, которое должен показывать мультиметр, — 13,6 В.
Если показатели при измерении выше, значит, произошло обрыв или короткое замыкание обмоток в конструкции. То же самое можно сказать и о случае, когда напряжение меньше указанного числа. Эта процедура проводится независимо от двигателя: инжекторный или карбюраторный.
Генераторный агрегат может выйти из строя из-за слабого натяжения ремня или его обрыва из-за износа. Если возникают такие проблемы, рекомендуется перетянуть ремень или заменить его новым.
Также, если выход из строя вызван другой причиной, можно заменить сам генератор. Обычно для замены обращаются в специальные СТО, но при необходимости работу можно провести своими руками.
Как проверить, идет ли зарядка аккумулятора
Прежде чем искать неисправность в цепи зарядки, необходимо выяснить, действительно ли существует эта недогрузка. Ведь проблема может быть в:
- в схемах индикации заряда;
- в неисправном аккумуляторе.
Здоровый! Для проверки используем вольтметр постоянного тока с пределом измерения 20В или мультиметр (тестер). И указатель, и цифровое устройство в порядке. Оба будут довольно точными.
Подключаем вольтметр или мультиметр, который включается в режиме измерения постоянного напряжения на пределе не менее 20 В. Запускаем двигатель и увеличиваем его обороты до 1000 в минуту. Если вольтметр показывает напряжение в пределах 13,5-14,2В, значит цепи зарядки в порядке. Это связано с тем, что элементы индикации заряда обманывают нас или аккумулятор.
В первом случае мы проверяем цепи управления (их схемы и алгоритм проверки будут описаны ниже), во втором тестируем аккумулятор с помощью розетки нагрузки.
- https://GarazHoff.ru/elektro-chast/shema-podklyucheniya-generatora-vaz-2121.html
- https://rti-bsk.ru/elektrika/shema-podklyucheniya-generatora-vaz-2121.html
- https://ChuvashAvtodor.ru/drugoe/snyatie-generatora-niva.html
- https://podkluchaemvse.ru/programmy/demontazh-i-podklyuchenie-generatora-na-nivah-2121-poetapnaya-instruktsiya
- https://NewNiva.ru/niva-skhema-podklyucheniya-generatora.html
- https://r-ro.ru/turbonadduv/shema-generatora-21214.html
- https://ilifia-club.ru/marki-avto/shema-podklyucheniya-generatora-niva-21213.html
- https://LimeAutoGlass.ru/elektrika/shema-podklyucheniya-generatora-vaz-21213.html