- Понятие о сульфатации и десульфатации
- Причины возникновения глубокой сульфатации
- 1. Зарядка большим током
- 2. Глубокая разрядка
- 3. Долгая стоянка
- 4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
- 5. Проблемы с электролитом
- 6. Резкие перепады температуры
- Какие АКБ подлежат восстановлению
- Причины образования
- 1. Зарядка большим током
- 2. Глубокая разрядка
- 3. Долгая стоянка
- 5. Проблемы с электролитом
- 4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
- 6. Резкие перепады температуры
- Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
- Когда поможет
- Десульфатация зарядным устройством
- Зарядные с режимом десульфатации
- Десульфатация своими руками в домашних условиях
- Как распознать степень сульфатации аккумулятора
- Как сделать десульфататор своими руками
- Простой десульфатор
- Зарядно-десульфатирующий автомат
- Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
- Виды АКБ которые поддаются десульфатации
- Существующие способы десульфатации
- Специализированным зарядным устройством с режимом восстановления
- Обычным зарядным устройством
- Механическим способом
- Процесс десульфатации
- Применение обычной «зарядки»
- Использование специальной установки
- Механическая чистка
- Химический способ
- Заводские устройства для десульфатации АКБ
- Другие способы десульфатации пластин
- Десульфатация АКБ в домашних условиях
- Возможные затруднения
- Профилактические меры
Понятие о сульфатации и десульфатации
Для начала нужно понять концепцию сульфатирования пластин аккумулятора, что позволит понять, что такое обратный процесс, то есть десульфатация.
Сульфатирование — это процесс, при котором на пластинах свинца образуется налет из сульфата свинца. Это сульфат свинца.
Образование этого вещества происходит при разряде аккумулятора и вызвано химической реакцией, протекающей в этих условиях.
Сульфат свинца также появляется при нормальной работе. Но его концентрация и количество незначительны. После зарядки компоненты снова растворяются, не повреждая аккумулятор.
При сильном разряде химические процессы очень активны, что вредно для свинцовых пластин. Пластины с сульфатным покрытием перестают участвовать в химических реакциях и не могут вырабатывать энергию. Из-за этого уменьшается емкость аккумулятора, аккумулятор со временем полностью выходит из строя.
Имеются контрольные признаки, подтверждающие, что происходит сильное сульфатирование внутренних пластин батареи. Это быстрая разрядка, неспособность АКБ держать заряд и т.д.
Среди основных причин можно выделить следующие:
- эффект глубокого разряда;
- воздействие низких температур;
- высокие температуры;
- добавление в аккумулятор электролита или кислоты;
- длительное хранение в ненагруженном состоянии.
Соответственно десульфатацией называют обратный процесс, то есть очистку пластин от налета, образованного сульфатом свинца.
Чтобы обратить процесс вспять, можно использовать несколько решений.
Причины возникновения глубокой сульфатации
1. Зарядка большим током
В процессе пополнения заряда током более 10% от емкости по абсолютной величине кристаллический сульфат свинца не успевает полностью перейти в исходные активные компоненты. Часть осадка остается, пока автовладелец видит, что подзарядка завершена:
- Наблюдается активное выделение газа.
- Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25–1,31 г / см3.
- Напряжение не меняется.
Конечно, разовая ситуация не будет критичной. Но если заряд большим током повторять постоянно, количество сульфата свинца будет накапливаться, кристаллическая структура изменится, и батарея начнет терять емкость.
2. Глубокая разрядка
Глубокий разряд — это пороговая емкость аккумулятора, после которого разрядиться некуда. В этой ситуации почти вся серная кислота оказывается на пластинах в виде солей. Чтобы вернуть его, нужно как можно скорее начать зарядку аккумулятора.
По идее вроде все просто: разряд-заряд-погоня. На практике полностью восстановить кристаллический свинец до исходного состояния невозможно. Часть осадка остается на пластинах, последующий глубокий слив только усугубляет ситуацию.
Каждая глубокая разрядка снижает емкость аккумулятора на 2-3%. Всего 10 разрядов уменьшат емкость аккумулятора на 20-30%, и этот аккумулятор больше не запустит двигатель.
3. Долгая стоянка
Если автомобиль не используется, заряд аккумулятора может стать критическим. Чтобы этого не случилось, нужно запускать двигатель не реже одного раза в месяц.
4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
В этом случае мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в корку, которая не сжимается во время загрузки.
5. Проблемы с электролитом
Если уровень ниже отметки, некоторые пластины могут обнажиться. В этом случае происходит активное взаимодействие губчатого свинца с кислородом, что еще больше ускорит сульфатирование. Если уровень падает, но раствор все еще покрывает пластины, плотность электролита начинает увеличиваться (вода испаряется, кислота остается). Увеличение содержания H2SO4 также ускоряет осаждение ила.
6. Резкие перепады температуры
Сульфат свинца относится к нерастворимым соединениям, но все же имеет небольшую растворимость и сильно отличается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворенный в горячей батарее при работающем двигателе, оседает на пластинах после остановки и охлаждения. При повторении циклов нагрев-охлаждение осадочная масса увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнокристаллический, что снижает емкость аккумулятора.
Какие АКБ подлежат восстановлению
ошибочно полагать, что любой аккумулятор можно спасти, обессерив автомобильные аккумуляторы.
Если банки будут закрыты, а свинцовые пластины разрушены, восстановить аккумулятор будет невозможно.
Перед тем, как приступить к этой процедуре, необходимо проверить состояние аккумуляторной батареи, убедиться в отсутствии внешних и внутренних повреждений. Если аккумулятор уронили, сильно ударьте, вероятно, неисправность. Восстановление неисправного аккумулятора может представлять дополнительную угрозу.
При отсутствии всех этих проблем, но при появлении признаков сульфатирования стоит попробовать сбросить аккумулятор. Это делается при наличии таких симптомов:
- Батарея заряжается быстро, но так же быстро разряжается. Один из наиболее характерных признаков сульфатирования.
- Электролит кипит. Если по прошествии непродолжительного времени от начала зарядки рабочая жидкость внутри аккумулятора закипает, это тоже симптом.
- Через короткое время аккумулятор начинает перегреваться.
- На пластинах, если их можно проверить визуально, есть признаки белого налета. Это тот же сульфат свинца.
- Показатели мощности снижаются. Для проверки емкости необходимо будет обратиться в сервисную службу или использовать соответствующее оборудование. Сравните текущую мощность с заводскими значениями. Если мощность упала ниже 40% от номинальной, восстановление вряд ли возможно.
Но попробовать всегда стоит. Также десульфатацию можно провести в гараже без привлечения специалистов. Есть несколько эффективных методов, доступных каждому.
Причины образования
Глубокий разряд аккумулятора.
Пластины свинцово-кислотных аккумуляторов подвергаются нормальному сульфатированию. В процессе эксплуатации образуются кристаллические наросты светлого цвета, и чем их больше, тем меньше емкость. Их разрушение происходит при зарядке аккумулятора. Следующие факторы могут прервать правильный цикл:
- Неправильное и длительное хранение аккумулятора без подзарядки;
- Высокая температура;
- Низкие температуры;
- Глубокий разряд АКБ (низкое напряжение);
- Высокая концентрация кислоты.
1. Зарядка большим током
В процессе пополнения заряда током более 10% от емкости по абсолютной величине кристаллический сульфат свинца не успевает полностью перейти в исходные активные компоненты. Часть осадка остается, пока автовладелец видит, что подзарядка завершена:
- Наблюдается активное выделение газа.
- Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25–1,31 г / см3.
- Напряжение не меняется.
Конечно, разовая ситуация не будет критичной. Но если заряд большим током повторять постоянно, количество сульфата свинца будет накапливаться, кристаллическая структура изменится, и батарея начнет терять емкость.
2. Глубокая разрядка
Глубокий разряд — это пороговая емкость аккумулятора, после которого разрядиться некуда. В этой ситуации почти вся серная кислота оказывается на пластинах в виде солей. Чтобы вернуть его, нужно как можно скорее начать зарядку аккумулятора.
По идее вроде все просто: разряд-заряд-погоня. На практике полностью восстановить кристаллический свинец до исходного состояния невозможно. Часть осадка остается на пластинах, последующий глубокий слив только усугубляет ситуацию.
Каждая глубокая разрядка снижает емкость аккумулятора на 2-3%. Всего 10 разрядов уменьшат емкость аккумулятора на 20-30%, и этот аккумулятор больше не запустит двигатель.
3. Долгая стоянка
Если автомобиль не используется, заряд аккумулятора может стать критическим. Чтобы этого не случилось, нужно запускать двигатель не реже одного раза в месяц.
5. Проблемы с электролитом
Если уровень ниже отметки, некоторые пластины могут обнажиться. В этом случае происходит активное взаимодействие губчатого свинца с кислородом, что еще больше ускорит сульфатирование. Если уровень падает, но раствор все еще покрывает пластины, плотность электролита начинает увеличиваться (вода испаряется, кислота остается). Увеличение содержания H2SO4 также ускоряет осаждение ила.
4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
В этом случае мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в корку, которая не сжимается во время загрузки.
6. Резкие перепады температуры
Сульфат свинца относится к нерастворимым соединениям, но все же имеет небольшую растворимость и сильно отличается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворенный в горячей батарее при работающем двигателе, оседает на пластинах после остановки и охлаждения. При повторении циклов нагрев-охлаждение осадочная масса увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнокристаллический, что снижает емкость аккумулятора.
Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
давно известно, что заряд электрохимических генераторов асимметричного тока с соотношением Isar: Iresr = 10: 1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин аккумуляторов или к восстановлению их емкости, что в свою очередь продлевает срок службы батареи.
Не всегда можно находиться рядом с зарядным устройством и постоянно следить за процессом зарядки, поэтому часто аккумуляторы систематически недозаряжаются или перезаряжаются, что, конечно, не продлевает срок их службы.
из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в батарее составляет 2,1 В, что с 6 банками дает 2,1 x 6 = 12,6 В.
При зарядном токе, равном 0,1 емкости аккумулятора, после завершения зарядки напряжение повышается до 2,4 В на элемент или 2,4 x 6 = 14,4 В. Увеличение зарядного тока приводит к увеличению напряжения на аккумуляторе и увеличению нагрева и нагрева кипящий электролит. Заряд с током менее 0,1 емкости не позволяет довести напряжение до 14,4 В, однако длительная (до трех недель) слаботочная зарядка способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, «проросшие» в сепараторах. Еще они вызывают быстрый саморазряд аккумулятора (вечером зарядил аккумулятор, а утром не смог завести двигатель). Смыть дендриты с сепараторов можно, только растворив их в азотной кислоте, что практически нереально.
В результате длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет положиться на автоматизацию. Опытная эксплуатация в течение 10 лет продемонстрировала эффективное функционирование устройства. Принцип работы следующий: 1. Зарядка осуществляется от положительной полуволны вторичного напряжения. 2. Частичный разряд батареи происходит на отрицательной полуволне из-за тока, протекающего через нагрузочный резистор. 3. Автоматическое зажигание при саморазрядке напряжения до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения аккумулятора 14,4 В.
Отключение происходит бесконтактно, через симистор и цепь контроля напряжения на аккумуляторе.
Важным преимуществом метода является то, что пока аккумулятор не подключен (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих ток зарядки к аккумулятору.
При сильно разряженной батарее агрегат можно включить переключателем «АВТО-ПОСТОЯННЫЙ».
Еще одно очень важное преимущество — отсутствие сильного «закипания», что вместе с автоматическим отключением и выключением позволяет оставить устройство включенным на длительное время без присмотра. Автор экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного розжига в режиме «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
В целях пожарной безопасности зарядное устройство должно быть в металлическом корпусе, сечение силовых проводов аккумулятора не менее 2,5 мм2. Также необходим надежный контакт с выводами аккумуляторной батареи.
Напряжение сети 220 В через предохранитель FU1 и симистор VD1 подается на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2 = 21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом подается на «+» клемму аккумуляторной батареи, к которой подключен вольтметр PA1 15 В, тумблер СА2 «НА ДЕСУЛЬФАТ-ЦИЯ» и цепь контроля и управления соединены, которая представляет собой триггер Шмитта с гистерезисом около 1,8В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистор VT2. Транзистор VT1 с напряжением на аккумуляторе 12,6 В включается и через оптрон VD4 включает симистор VD1, который включает трансформатор Т1 и подает напряжение на заряженный аккумулятор.
Соединение резистора R5 с тумблером SA2 обеспечивает асимметрию формы волны зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 показывают, что установка включена в режимах «ДЕСУЛЬФАЦИЯ» и «ВКЛ» соответственно. Резистор R7 устанавливается при выключении блока при напряжении на вольтметре 15В (= 0,5В падает на проводах питания). Мост VD2 гарантирует включение симистора как по полуволнам сетевого напряжения, так и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 используется для включения «ПОСТОЯННОГО» режима».
Подробности. Силовой трансформатор — Р = 160 Вт, Uii = 21 В, провод — ПЭВ-2-2.0. R8 — проволока (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 — ПЭВР на 10… 15 Вт. Диод VD3 — любой из D242… D248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S = 200 см2. Остальные резисторы типа — МЛТ, СП; симистор — КУ208Н, без радиатора. S1 — любой, например, МТ1. S2 — TB1-1. HL1 — любая лампа на 12 В. PA1 — измерительная головка на 15 В.
Когда поможет
Разница между сульфатированием и обычными пластинами аккумулятора.
Сульфатирование — не единственная причина выхода батареи из строя. Перед тем как приступить к десульфатации, обратите внимание на симптомы, при которых это поможет:
- Отсутствие физических повреждений, деформации корпуса аккумуляторной батареи и силовых кабелей, отсутствие потерь электролита;
- Он не упал и не перевернулся;
- Аккумулятор быстро заряжается и разряжается (указывает на то, что емкость уменьшилась);
- Во время зарядки электролит быстро закипает;
- Корпус быстро нагревается;
- Если корпус аккумулятора исправен, то есть имеет крышки заливных горловин, открутите их и осмотрите пластины — белый и легкий налет — верный признак;
- Фактическая емкость аккумулятора составляет не более 50% от заявленной.
Десульфатация зарядным устройством
Вымпел-55 с опорой для десульфатации.
Зарядные с режимом десульфатации
Наличие зарядного устройства с необходимой программой значительно упрощает процесс. Просто подключите клеммы к аккумулятору и запустите требуемый режим зарядки.
В среднем работа происходит по правилу 10 к 1: сначала заряд током 1 А, затем разряд током 0,1 А, другими словами обеспечивается несимметричный заряд.
Преимущества устройства с функцией десульфатации:
- Не иметь негативного воздействия;
- Возможность восстановить емкость;
- Благодаря автоматизации процесс занимает меньше времени;
- Энергосбережение;
- Процесс полностью автоматический и не требует постоянного участия и контроля человека (нет необходимости вручную регулировать напряжение);
- Процесс отображается на дисплее;
- Возможность использовать как обычное зарядное устройство;
- Они могут восстанавливать батареи с низким содержанием сурьмы, заполненные жидким электролитом.
Помимо положительных качеств, у них есть и недостатки:
- Высокая цена. Реализованная функция очистки значительно увеличивает цену;
- Не восстанавливать продукты с аномальной сульфатацией — когда аккумулятор долгое время хранился в глубоком разряде;
- Нет поддержки кальциевой батареи;
- Низкая восстанавливаемость батарей с концентрированным электролитом.
Десульфатация своими руками в домашних условиях
Десульфатация лампочкой.
Существует множество способов десульфатирования пластин, которые помогут восстановить емкость и избавиться от образовавшегося сульфата, рассмотрим проверенный.
Например, возьмем стандартную ситуацию, с которой столкнулись многие из вас: разряженный аккумулятор не заводит машину и долгое время остается под капотом в разряженном состоянии. Проведенная диагностика выявит напряжение от 8 до 9 Вольт, средняя плотность около 1,07 — 1,08 г / см3, при зарядке быстро закипает и не заряжается (просто не заряжается). Кроме того, обычная автомобильная лампа может разрядиться за 2–3 минуты.
Перед десульфатацией выберите проветриваемое место.
Как распознать степень сульфатации аккумулятора
Рассмотрим, что такое сульфатирование пластины аккумулятора, как исправить проблемы с аккумулятором. Любая разрядка аккумулятора, включая внутренний разряд, вызывает образование сульфатации на пластинах аккумулятора во время химического цикла, и, если достаточно времени, это сульфатирование затвердевает, что в лучшем случае приводит к снижению емкости аккумулятора функциональности.
Регулярная зарядка после использования или использование плавающего зарядного устройства в течение длительного периода хранения (аккумуляторные батареи, квадроциклы и т.д.) уменьшит эту уменьшенную емкость и продлит срок службы батареи. Большинство свинцово-кислотных аккумуляторов (около 50%) имеют низкую емкость или приходят в негодность из-за сульфатирования и никогда не достигают своего номинального срока службы.
Как сделать десульфататор своими руками
Если у вас есть умелые руки и определенная квалификация, вы можете самостоятельно создать воспоминание с помощью режима десульфатации.
Простой десульфатор
Если у пользователя уже есть зарядное устройство, можно установить отдельное устройство для десульфатации. Это будет просто.
Схема простого десульфатора.
Основа схемы — понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на параллельно включенных диодах VD1, VD2. Во время положительной полуволны сетевого напряжения напряжение на базе транзистора VT1 увеличивается. При достижении определенного порога он открывается, и через аккумулятор, подключенный к клеммам X1 и X2, начинает течь зарядный ток. Его величина определяется порогом открытия транзистора VT1 и регулируется потенциометром R2. При отрицательном полупериоде транзистор закрывается и батарея разряжается через резистор R3 (ток задается номиналом резистора). Таким образом, заряд аккумулятора чередуется с номинальным током и уменьшенным разрядом.
В устройстве можно использовать трансформатор ТС-180, который используется в ламповых телевизорах. Все вторичные обмотки снимаются, на их место две вторичные обмотки по 40 витков каждая намотаны на разные стержни сердечника с проводом толщиной не менее 2 мм и соединены последовательно. Это обеспечит ток не менее 10 А.
Трансформатор ТС-180.
Транзистор можно использовать с любой npn-структурой с достаточным током коллектора. Его необходимо установить на радиатор. Для контроля силы тока и напряжения необходимо установить циферблатные или цифровые устройства:
- амперметр на токи до 12..15 А;
- вольтметр на напряжение 16..20 вольт.
Сопротивление должно быть не менее 10 Вт. Можно использовать резистор типа ПЭВ, а можно сделать его из нескольких параллельно соединенных по два ватта (не менее 5).
Мощный резистор СЭВ.
Устройство можно собрать путем поверхностного монтажа или разработать печатную плату, но это не рекомендуется. Тело можно сделать любое или взять уже готовое. Его конструкция не должна препятствовать обмену воздуха с окружающей средой.
Зарядно-десульфатирующий автомат
Вы можете десульфировать аккумулятор с помощью зарядного устройства — это устройство сочетает в себе две функции. Такая схема немного сложнее, но аппарат «2 в 1» универсален и в некоторых случаях удобнее.
Схема зарядки десульфатора.
Основа устройства — все тот же понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на диоде 1VD1. Окончание заряда контролируется узлом на микросхеме 1DA1 (554CA3), который является дешевым и распространенным компаратором. Напряжение аккумулятора сравнивается с опорным напряжением, которое устанавливается стабилитроном 1VD11. Уровень срабатывания компаратора определяется положением курсора подстроечного резистора R16. При срабатывании компаратора на его выходе 9 появляется низкий уровень, горит светодиод оптопары U1, на управляющем электроде симистора 1VD1 пропадает управляющее напряжение. При ближайшем переходе сетевого напряжения в ноль симистор отключается. Зарядка завершена. Устройство переводится в ручной режим включением тумблера SA2, при этом симистор всегда открыт.
Режим десульфатации активируется тумблером 1SA1 (функция может быть активна только тогда, когда устройство подключено к сети, это контролируется его контактами реле K1). Во время отрицательной полуволны аккумулятор разряжается через резистор 1R11, его номинал определяет ток разряда.
Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
В промышленных условиях зарядка осуществляется с помощью специальных устройств. Импульсные обратимые токи используются для удаления плотного налета с электродов. Такое электричество отличается разной полярностью и амплитудой. Обратная зарядка щадяще воздействует на аккумулятор, не способствует закипанию электролита и образованию газа.
Обратный ток вырабатывает генератор, стоимость которого около 15 тысяч рублей. Аппарат используется 20-50 часов. Процесс десульфатации завершается, когда плотность раствора кислоты и напряжение на концах стабилизируются.
Сильно забитый аккумулятор очищается с помощью десульфатора и дистиллированной воды. После снижения напряжения до 10,7 В банки освобождают от электролита. В емкость наливается вода, начинается процесс подачи малых токов.
Виды АКБ которые поддаются десульфатации
Батареи подвержены внутреннему разряду, также называемому саморазрядом. Это значение определяется типом батареи и металлургическим содержанием свинца, используемого при ее производстве. В мокрых ячейках с электролитическими полостями используется сплав свинца и сурьмы для увеличения механической прочности. Сурьма также увеличивает скорость разряда внутренней батареи до 8-40% в месяц.
По этой причине влажные элементы не следует оставлять без присмотра или разряжать на длительное время. Свинец, используемый в конструкции гелевых и AGM аккумуляторов, не требует высокой механической прочности, так как он стабилизирован гелем или непрозрачным материалом. В кальций обычно добавляют свинец, чтобы уменьшить газообразование и скорость внутреннего разряда,
Существующие способы десульфатации
Лабораторные и полевые испытания, проведенные отдельными лицами, компаниями и государственными учреждениями по всему миру, показали, что импульсная технология работает. Это буквально самый эффективный способ поддерживать работу свинцово-кислотных аккумуляторов, повышая эффективность и снижая затраты. В 1995 году PulseTech применила свою технологию ко всей линейке инновационных и уникальных продуктов, призванных сделать батареи более долговечными, чтобы они работали дольше и работали дольше, чем когда-либо.
Сегодня они предлагают более 60 продуктов, призванных помочь вам снизить проблемы и расходы, связанные с батареями. Десульфатор батареи — самый простой и быстрый способ решить проблему и предотвратить ее возникновение.
Специализированным зарядным устройством с режимом восстановления
Давайте подробнее рассмотрим термин сульфатирование аккумуляторов, что это такое, почему для этого делают специальные устройства. Продукты PulseTech подключаются напрямую к батарее. Они излучают пульсирующий постоянный ток, который удаляет сульфатные отложения с пластин и возвращает их кислоте аккумулятора в качестве активного электролита. При постоянной установке эти продукты также предотвращают накопление сульфатов, поэтому аккумулятор всегда находится в отличном состоянии.
В большинстве случаев некоторые из этих продуктов также помогают восстановить разряженные батареи, которые уже страдают от сульфатирования, и вернуть их к жизни. Главное условие домашней десульфатации — соблюдение всех норм и правил.
Обычным зарядным устройством
Свинцово-кислотные батареи работают, высвобождая энергию за счет взаимодействия, которое происходит между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами и сульфатами свинца в электролите. На десульфатирование кальциевой батареи таким способом требуется около месяца, чтобы удалить следы сульфата с устройства.
Сульфат накапливается в виде сульфатов свинца, которые образуются на пластинах аккумулятора во время обычных циклов зарядки / разрядки.
Механическим способом
Импульсная технология предотвращает нарастание сульфатирования за счет удаления сульфатных отложений с пластин. Затем сульфаты свинца возвращаются в аккумуляторную кислоту в качестве активного электролита. При регулярном подключении системы обслуживания аккумуляторов также предотвращают накопление сульфатов. Вы также можете вручную десульфатировать.
Чистые пластины помогают аккумулятору работать с максимальной эффективностью и значительно продлевают срок его службы. Распознавание заряда выше, поэтому аккумулятор заряжается быстрее и качественнее. Это означает, что аккумулятор заряжен до полной емкости, поэтому для автомобиля доступно больше энергии. В этом случае зарядный потенциал не пострадает.
Процесс десульфатации
По сути, десульфатация — это растворение сульфатной пленки, образовавшейся на пластинах. В исправном аккумуляторе это происходит само, при регулярной подзарядке. Восстановить работоспособность проблемного аккумулятора можно разными способами.
Применение обычной «зарядки»
При отсутствии специального «зарядного устройства» это можно сделать штатным устройством. Однако для этого вам нужно набраться терпения, так как процесс займет больше времени. При десульфатации аккумулятора схема действий следующая:
- в первую очередь хорошо проверить уровень электролита в баках, долив при необходимости дистиллированную воду;
- при подключении аккумулятора к зарядному устройству установите ток 1А и напряжение 14 В. Заряд должен длиться 8 часов;
- проверка параметров должна показать увеличение плотности жидкости и напряжения в пределах 10 В. Иначе десульфатировать аккумулятор уже бесполезно;
- после ежедневной грязи проводится повторная зарядка в течение 8 часов напряжением 14 В и током 2,5 А. На выходе напряжение должно быть выше 12 В, а плотность электролита должна быть не менее 1 , 13 г · см3;
- в течение 6 часов необходимо разрядить аккумулятор с помощью любого мощного устройства, например лампы, доведя напряжение до 9В;
- всю процедуру необходимо повторять до тех пор, пока плотность электролита не возрастет до 1,27 г / см3.
Есть другой способ, даже с помощью штатного зарядного устройства. В этом случае в заменяемой батарее вместо электролита используется дистиллированная вода. В противном случае нормальная процедура зарядки выполняется при напряжении 14 В. По мере увеличения скорости кипения напряжение должно уменьшаться, что приводит к выделению газа. В таком состоянии аккумулятор заряжается в течение двух недель.
В результате химической реакции под действием электричества сульфат свинца растворяется в воде, превращая ее в электролит с низкой плотностью.
После такой процедуры необходимо слить жидкость и, налив новую порцию воды, повторить цикл. Как только плотность перестанет меняться, можно долить стандартный электролит и провести нормальную зарядку.
Использование специальной установки
Это наиболее распространенный метод восстановления работоспособности аккумулятора. Для этого используются специальные станции, которые имеют режим десульфатации, непрерывно производя несколько циклов заряда-разряда, таким образом встряхивая аккумулятор.
Все, что требуется, — это подключить десульфатор кислотной батареи к резервуару и начать процесс восстановления. Единственный недостаток здесь — дороговизна установки.
Если нет желания или возможности приобретать специальную зарядную станцию, то при наличии «не кривых» рук можно самостоятельно собрать устройство для десульфатации аккумулятора, схему которого легко найти в Интернете.
Механическая чистка
Механическая десульфатация — это удаление оксидных отложений с пластин с помощью щетки с последующей их повторной установкой. Но на практике его мало кто использует, так как этот метод подходит только для старых барабанов. Новые батареи, как правило, не требуют обслуживания (разборка невозможна).
Химический способ
также возможно восстановление работоспособности пластин с помощью специальных добавок, добавляемых в канистру генератора. Специальное решение позволяет приостановить процесс сульфатирования плит.
К сожалению, этот метод не всегда дает желаемый результат, восстанавливая исходные параметры только наполовину. Причина кроется в том, что добавки со временем разрушают слой пасты на самих пластинах, что приводит к снижению производительности.
Но следует знать, что не все типы аккумуляторов восстанавливаются после сульфатирования. Например, десульфатация кальциевых батарей не даст желаемого результата, то же самое относится к гелевым батареям, если они были разряжены более шести месяцев.
Заводские устройства для десульфатации АКБ
Установка Auto Welle AW05-1208 для десульфатации аккумуляторных батарей.
На рынке доступны следующие зарядные устройства с функцией десульфатации:
- Оборудование российского производства Кедр Авто 10, оснащенное защитой от неправильного подключения. Устройство поддерживает начальный режим зарядки с током до 10А, который затем автоматически снижается.
- Welle AW05-1208 Auto Block (производство Китай), оснащенный 9-ступенчатым автоматическим регулятором тока. Устройство обеспечивает зарядку и десульфатацию аккумуляторов емкостью до 160 А * ч. В конструкции использован монохромный жидкокристаллический экран, на котором отображаются рабочие параметры.
- Battery Service Universal PL-C004P поддерживает зарядку аккумуляторов 6 и 12 В. Для зарядки доступны гелевые источники питания постоянного тока.
- Устройство Hyundai HY 400, поддерживающее зарядку гелевых аккумуляторов и источников питания AGM. Агрегат оборудован защитой от ошибок подключения, перегрева и коротких замыканий. Микропроцессор проверяет подключенную батарею и автоматически устанавливает напряжение зарядки.
- Оборудование Optimate 7 TM250 можно использовать в качестве временного источника питания при извлечении аккумулятора (для сохранения настроек электронных блоков). После установки источника питания состояние анализируется, и результат отображается на цветном экране. Корпус агрегата не пропускает влагу, что дает возможность использовать оборудование на открытом воздухе.
- Компактный Deca STAR SM 150 оснащен серией контрольных диодов, которые показывают уровень заряда аккумулятора. Предусмотрена защита от падения напряжения во внешней сети переменного тока.
- Блок Т-1012АР, позволяющий запустить силовой агрегат легкового автомобиля или мотоцикла. Оборудование отличается использованием защитного металлического корпуса, предусмотрена вентиляция трансформатора. Режим десульфатации активируется тумблером.
Для большинства автолюбителей купить новый аккумулятор проще, чем делать десульфатацию своими руками.
Другие способы десульфатации пластин
Пластинчатую десульфатацию можно производить не только с помощью зарядных станций, но есть и другие методы, которые гораздо менее эффективны и менее безопасны. К ним можно прибегнуть в крайнем случае, поэтому знать их полезно только:
Механическая очистка пластин. Чрезвычайно сложный метод, требующий особых навыков. Он состоит в разрезании корпуса аккумулятора и снятии с него пластин. После этого пакеты с посудой разбираются и с них снимается скопившийся белый налет. Следовательно, теоретически рабочая плоскость АКБ увеличивается. После этого осталось восстановить аккумулятор, залить электролит и зарядить аккумулятор;- Используйте раствор для устранения сульфата натрия. Растворяются практически все химические соединения, и сульфат натрия не исключение. Следовательно, чтобы избавиться от прилипшего к пластинам сульфата натрия, вы можете использовать специальный раствор, который его растворяет. В качестве такого решения подходит Трилон Б».
Оба вышеперечисленных метода могут привести к необратимому повреждению аккумулятора. Если вы хотите произвести качественную десульфатацию пластин аккумулятора, необходимо прибегнуть к методу заряда-разряда аккумулятора с помощью зарядных устройств.
Как сделать десульфатор самостоятельно
Десульфатор — это устройство, способное автономно очищать аккумулятор без необходимости демонтировать его с автомобиля.
Процесс потребует снятия как минимум одной клеммы, которая соединяет аккумулятор с автомобилем. Это сделано для защиты электроники станка от возможных нагрузок. Помимо очистки электродов от солевых отложений с помощью десульфатора, можно проводить регулярное обслуживание исправного аккумулятора, что позволяет значительно продлить срок его службы.
Принцип работы оборудования основан на получении энергии от аккумулятора и генерации в этой цепи кратковременных высокочастотных импульсов. Когда возникает резонанс в атомах свинца и молекулах соли свинца, инициируется обратное сульфатирование пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи до исходных значений.
Основными недостатками «чудо-техники» являются длительный период десульфатации — в редких случаях он достигает месяца или хотя бы дня, а также невозможность восстановить в них порядка 10% — 15% аккумуляторов.
Простая схема маломощного десульфатора у простых людей называется поворотником. В большинстве случаев такое устройство может эффективно помочь в восстановлении заряда аккумулятора.
Для изготовления вам потребуются:
- Реле поворота, больше подходят импортные экземпляры с напряжением 12 В, мощностью 21 Вт. Для увеличения времени работы стоит заменить конденсатор в приборе на аналог большей емкости. Подходит для 100 мкФ для работы реле в течение 3-4 с
- 5-контактное реле с нормально замкнутыми контактами (контакты 3 и 4 замкнуты, контакты 1 и 2 управляющие). Вместо импортного подойдет отечественное реле от советского ВАЗа
- Нагрузочные резисторы или лампочки
- Паяльник и соединительные провода
Составлена базовая схема, по которой основными моментами являются:
- Отрицательная клемма АКБ подключена к выводу того же заряда, что и устройство;
- Поворотное и 5-канальное реле подключаются к выводу «-» аккумулятора с соответствующими выходами зарядки;
- Выход аналогичного заряда 5-ти канального реле подключен к включенной зарядной аппаратуре;
- Реле поворота и 5-канальное реле соединены между собой, как и выход обоих реле с клеммой аккумулятора;
- Реле переключения передач нагружено активной лампочкой или резистором;
- Рекомендуется проверить сборку и проверить работу устройства, подключив в цепь между устройством и аккумулятором амперметр и вольтметр.
В качестве основы крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Существует вероятность разрыва поворотного реле из-за замкнутого состояния выходов 3 и 4. Это предотвратит разряд аккумулятора.
Десульфатация АКБ в домашних условиях
Часто десульфатация аккумуляторов легковых автомобилей проводится своими руками, руководствуясь схемами, предоставленными на различных ресурсах. Многие из них полагаются на использование обычных зарядных устройств, но требуют большого внимания. В среднем ручное сульфатирование небольшими токами и за несколько циклов занимает более 2 недель.
Подключение приставки к зарядному устройству ускорит режим десульфатации аккумулятора. Примером приставки является импульсный преобразователь, называемый мигающим, поскольку светодиоды сигнализируют о прохождении переменного тока. Устройство можно собрать своими руками.
Вот схема зарядного устройства для сульфатирования автомобильного аккумулятора, называемого «перепрошивкой».
Принцип «перепрошивки» — отвод 10% тока от емкости аккумулятора, напряжение 13,1 — 13,4 В. Схема представляет собой разряд с лампочками на 12 В и реле, которое включается в заряд по окончании разгрузка. Получается вспышка с импульсом 4,3 секунды для разряда с током 1 А и 3 секунды для заряда с током 5 А. Импульсы тока сначала разрыхляют монолитную пленку на пластине, затем растворяют мелкие кристаллы.
Мы знаем, что необслуживаемые аккумуляторы трудно десульфировать. Но если аккумулятор новый, не проработал более 2-х лет, а уровень электролита в банках низкий, можно попробовать восстановить емкость. Для начала нужно долить в банки дистиллированную воду и заделать отверстия эпоксидным клеем. Так что попробуйте зарядить импульсным током. В режиме десульфатации аккумулятора активная замазка разрушается одновременно с коркой сульфата свинца. Емкость восстановится на короткое время и на короткое время.
Возможные затруднения
Возможные проблемы с десульфатацией источника питания:
- Аккумуляторы и необслуживаемые устройства с загустевшим электролитом не подлежат ремонту, так как их нельзя заменить. Но конструкция источников питания обеспечивает снижение образования сульфатов свинца, что продлевает срок службы изделий.
- Кальциевая батарея собрана на основе пластин из свинцово-кальциевого сплава. Использование дополнительного легирующего материала позволило уменьшить испарение воды из электролита и снизить саморазряд блока питания. В процессе работы устройства сульфат кальция осаждается на поверхности пластин одновременно с образованием сульфата свинца, который не разлагается при подаче обратного тока или введении химических реагентов.
Профилактические меры
Для уменьшения эффекта сульфатирования необходимо проверить плотность и уровень электролита (для доливки используется дистиллированная вода). Рекомендация применима только к источникам питания с завинчивающимися крышками на крышках банок.
Длительное хранение аккумулятора, подключенного к бортовой сети автомобиля, отрицательно сказывается на состоянии номерных знаков. Процесс сульфатирования усиливается при низких температурах воздуха. Еще одна профилактическая мера — соблюдение текущих параметров при зарядке, которые не должны превышать 10% от значения емкости аккумулятора.
- https://avto-idea.ru/sovety/desulfatatsiya-akkumulyatora-zaryadnym-ustroystvom-instruktsiya-rekomendatsii/
- https://store.fubag.ru/tips/zaryadnoe-ustroystvo-s-desulfatatsiey-ili-bez-chto-luchshe-dlya-akkumulyatora/
- https://rezina48.ru/polomki-i-remont/zaryadnoe-ustrojstvo-s-desulfataciej-2.html
- https://Zapitka.ru/akkumulyatory/desulfatatsiya
- https://TrueScooters.ru/motor-avto/zaryadnoe-ustrojstvo-s-desulfataciej.html
- https://FokSevmash.ru/remont/zaryadnoe-ustrojstvo-s-desulfataciej-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora.html